учебная деятельность

ПОЛОЖЕНИЕ

о модульно-рейтинговой системе оценки знаний курсантов

в Академии МВД Кыргызской Республики

1. Рейтинговая форма контроля успеваемости курсантов позволяет осуществлять непрерывный мониторинг за работой курсанта как в течение семестра, так в течение всего периода обучения в вузе, а также дифференцировать оценку в зависимости от уровня приобретенных знаний и умений. Рейтинговый контроль способствует дифференцировать оценку в зависимости от уровня приобретенных знаний и умений по усвоению учебной программы, равномерной нагрузки в течение семестра возможность постоянного контроля за успеваемостью и повышением  качества обучения курсантов.

2. Внедрение модульно-рейтинговой технологии дает возможность оценить как состояние учебно-познавательной работы курсантов, так и эффективность обучающей работы профессорско-преподавательского состава в целом и каждого педагога в отдельности, а также мотивировать курсантов систематически заниматься в течение всего семестра.

3. Рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности курсанта за весь период обучения и учитывает результаты: изучения каждого модуля дисциплины учебного плана; изучения всех дисциплин учебного плана; выполнения и защиты курсовых проектов и работ; прохождения всех видов практик. Поэтому учебный рейтинг, как показатель качества всей учебной работы курсанта, является эффективным критерием аттестации на разных этапах обучения.

Виды контроля

4. Контроль за усвоением обучающимися учебного материала дисциплины в течение семестра осуществляется с помощью межрубежного, текущего (рубежного), промежуточного и итоговых контролей.

5. Межрубежный контроль. Межрубежный контроль осуществляется с целью определения уровня усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков в подготовке обучающихся и принятия мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины. Межрбежный  контроль проводится путем проверки знаний, умений и навыков на учебных занятиях, при выполнении контрольных и курсовых работ, в ходе индивидуальных собеседований, проведения учений, учебной практики и стажировки. Межрубежный  контроль предназначен для стимулирования системной каждодневной работы курсантов.

6. Результаты межрубежного контроля учитываются преподавателями в своих рабочих тетрадях, журналах учета учебных занятий и периодически обсуждаются на заседаниях кафедр.

7. Текущий (рубежный) контроль (контроль по отдельным темам, блокам тем учебной дисциплины) проводится кафедрами не реже двух раз в семестр в целях подведения итогов текущей успеваемости, выявления отстающих и использования полученных данных для оперативного изменения методики обучения, улучшения индивидуальной работы с обучающимися.

8. Промежуточный контроль (аттестация) успеваемости обучающихся (далее — промежуточная аттестация) — обязательный контроль по окончании семестра (во время экзаменационной сессии) путем приема зачетов и экзаменов по дисциплинам, изучение которых предусмотрено учебным планом в данном семестре.

Сроки проведения промежуточного контроля, определяются календарным графиком учебного процесса по дисциплине.

9. Итоговый контроль проводится во время ГАК.

 Правила формирования рейтинговой оценки

 10. Все преподаваемые в Академии МВД КР учебные дисциплины по промежуточному контролю делятся на две категории:

— заканчивающиеся экзаменом,

— заканчивающиеся зачетом.

11. Из схемы 1 следует, что полное усвоение каждой изучаемой курсантом в семестре учебной дисциплины, оценивается в 100 рейтинговых баллов.

13. Количество промежуточных этапов контроля учебной работы курсантов и сроки их проведения по дисциплинам, а также максимальную оценку знаний курсантов на каждом из этапов (модулей) устанавливает по предложению кафедр, — централизованно Учебно-инспекционное управление:

• содержание любой учебной дисциплины, изучаемой в семестре должно быть разделено на 2 модуля,

• форма и виды  текущего контроля по модулям определяется преподавателем и утверждается на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина, в рамках 100 рейтинговых баллов;

• контроль по 2-му модулю может быть выборочно осуществлен в форме компьютерного (бланочного) тестирования в рамках 100 рейтинговых баллов централизованно УИУ.

• преподаватель кафедры, ведущий занятия в группе, обязан на первом занятии проинформировать курсантов (студентов) о количестве модулей, их содержании, о рейтинговых баллах по каждому из них и о процедуре оценки в целом по дисциплине.

14.Максимальная сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине по результатам этапов текущего контроля в семестре равняется 100 (при двух и более количестве промежуточных этапов баллы складываются и делятся на количество промежуточных этапов.

15. Пересдача текущего (рубежного) контроля не разрешается.

16. Если курсант не явился на текущий (рубежный) контроль по уважительной причине, то он, представив необходимые документы, и получив разрешение от руководителя факультета и начальника УИУ, может сдать пропущенный модуль до начала следующего вида контроля.

17. В период проведения текущего (рубежного) контроля ведущий преподаватель формирует балл за модуль с учетом баллов, выставленных преподавателями, ведущими практические занятия.

18. Обучающийся, набравший в семестре менее 40 баллов по изучаемой учебной дисциплине, не допускается к промежуточному контролю по этой дисциплине.

19. Курсантам, не допущенным к промежуточному контролю, а также получившим во время зачетной и экзаменационной сессии неудовлетворительные оценки, предоставляется возможность сдать зачеты или экзамены во время дополнительной сессии (минисессии во время каникул) без повышения рейтинговых баллов.

20. Курсант (студент), набравший на модулях сумму от 55 до 69 баллов имеет право получить оценку «удовлетворительно» или «зачет»без дополнительного опроса на промежуточном контроле.

21. Курсант ( студент), набравший на модулях сумму от 70 до 84 баллов имеет право получить оценку «хорошо»без дополнительного опроса на промежуточном контроле.

22. Курсант (студент) набравший на модулях сумму более 85 баллов имеет право получить оценку «отлично», без дополнительного опроса на промежуточном контроле.

23. Курсанту (студенту), отказавшемуся получить положительную оценку по набранным баллам по итогам модулей, выставляется оценка полученная во время итогового контроля.

24. Промежуточный контроль включает в себя сдачу экзамена или зачета (100 баллов). Экзамены и зачеты проводятся по всем дисциплинам в устной форме по экзаменационным билетам или в форме тестирования, составленным ведущим преподавателем и подписанным начальником кафедры.

25. В Академии по каждой дисциплине используется ведомость учета текущей и промежуточной успеваемости единого образца, в которую выставляются рейтинговые баллы:

• за 1-й модуль (не более 100 баллов);

• за 2-й модуль (не более 100 баллов);

• сумма рейтинговых баллов по результатам промежуточных (рубежных) контролей (не более 100 баллов),

• баллы, полученные за ответы на экзамене или зачете (не более 100 баллов),

• общая сумма баллов и итоговая оценка.

26. Промежуточная оценка по дисциплине выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку в соответствии со следующей шкалой:

от 0 до 54 — «неудовлетворительно»

от 55 до 69 — «удовлетворительно»

от 70 до 84 — «хорошо»

от 85 до 100 — «отлично»

от 0 до 54 — «незачет»

от 55 до 100 — «зачет».

27. Пересдача экзаменов с целью повышения учебного рейтинга не разрешается.

28. Курсанту (студенту), не допущенному на промежуточный контроль по результатам набранных баллов, при сдаче промежуточного контроля  выставляется оценка не выше «удовлетворительно».

29. Курсанту (студенту), допущенному к промежуточному контролю, но получившему на промежуточном контроле оценку «неудовлетворительно»,  при пересдаче  выставляется  оценка не выше «хорошо».

30. Все виды практик, курсовые работы и проекты учитываются, как самостоятельные дисциплины с дифференцированным зачетом  оцениваются по пятибалльной системе.

Взаимодействие подразделений Академии при реализации модульно-рейтинговой технологии.

Отдел организации, планирования и контроля учебного процесса УИУ

31. Утверждает сроки проведения промежуточного и итогового контроля.

32. Составляют сводные графики проведения промежуточного и итогового контроля

33. Своевременно обеспечивает кафедры зачетно-экзаменационными ведомостями.

Информационно-аналитическая группа УИУ

34. Осуществляет выборочно централизованный контроль по 2-му модулю в форме компьютерного (бланочного) тестирования в рамках 100 рейтинговых баллов.

35. Обрабатывает результаты текущего, рубежного и итогового контролей с использованием автоматизированной системы и проводит их анализ.

36. Подводит итоги успеваемости курсантов в каждой группе

Группа контроля за качеством  обучения УИУ

37. Осуществляет контроль за организацией, этапно-модульной технологии обучения и модульно-рейтинговой оценки знаний курсантов (студентов).

38. Несут ответственность за организацию и проведение модульной технологии обучения. За правильное своевременное заполнение зачетно-экзаменационных ведомостей.

39. Решают организационные вопросы, связанные с допуском к итоговому контролю.

Кафедры

40. Кафедры несут ответственность за содержание и качество преподавания учебных дисциплин.

41. Разрабатывают рабочие программы в соответствии с макетом, предлагаемым УИУ, предусматривающим разделение содержания дисциплин на модули и определение видов и форм самостоятельных работ курсантов, в том числе и обобщающего творческого характера.

42. Разрабатывают модульные задания, в том числе тестовые в соответствии с рабочими программами, определяют процедуру и критерии оценки знаний студентов, в том числе и за самостоятельную работу обобщающего творческого характера.

43. Проводят систематический анализ знаний, умений и навыков курсантов по результатам текущего и промежуточного (рубежного) контроля.

44. Устанавливают график и форму проведения текущих и промежуточных контролей по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.

45. Несут ответственность за правильное, своевременное заполнение и сдачу экзаменационных ведомостей.

46. Модульно-рейтинговая система является единой для всех структурных подразделений Академии и реализуется с применением автоматизированной компьютерной подсистемы, обеспечивающей сбор и своевременную обработку информации, поступающей с факультетов.

(подпись)

 № Ф.И.О    НомерзачетнойкнижкиТекущий  контроль(max 100 баллов)Промежуточный контроль 
 Итог 1 модуля(100 баллов)  Итог 2      модуля 100 баллов) Всего(100 баллов) Баллы на экз.(зачете)(100 баллов) Общая сумма баллов Итоговая оценка Подпись
12345678910
          
          
          
          
          
          
          

Кол-во курсантов на экзамене (зачет) ________;

Из них получили зачет(55-100) _______                 Получили  незачет(0-54) _______

Из них получили «отлично»(85-100)_________; Получили «хорошо»(70-84)____________;   

Получили «удовлетворительно»(55-69) ______;  Получивших «неудовлетв.(0-54)________; 

Не явились на экзамен (зачет) ___________;    Не допущено к экзамену (зачету)__________;

Проверка и оценка знаний курсантов и слушателей

1. Контроль успеваемости учащихся, оценка их знаний и навыков проводятся с целью:

— определения степени достижения поставленной цели обучения;

— получения необходимой информации о выполнении графика учебного процесса;

— определения степени усвоения программного материала;

— стимулирования самостоятельной работы обучаемых.

К основным требованиям учебного контроля относятся: полнота, плано­вость, объективность, систематичность, единство требований, использование его данных для совершенствования учебного процесса. Контроль может осу­ществляться путем проведения письменных контрольных работ, анкетирова­ния, тестирования, с применением технических средств обучения и компью­терной техники.

Контроль успеваемости осуществляется в период семестровых, переводных, государственных экзаменов, зачетов, защиты дипломных и курсовых работ, результатов учебной практики и государственной практики.

Количество и последовательность экзаменов (государственных и текущих), зачетов, курсовых работ, учебной и государственной практики определяются учебным планом.

Основными формами проверки знаний являются: тестирование, устный или письменный опрос, рецензирование (проверка) дипломных, курсовых, контрольных работ, практикумов, наблюдение за действием учащихся при выполнении практических заданий.

Контроль успеваемости обучаемых подразделяется на межрубежный, текущий (рубежный), промежуточный и итоговый.

2. Межрубежный  контроль осуществляется с целью определения уровня усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков в подготовке учащихся и принятия мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины. Межрубежный контроль проводится путем проверки знаний, умений и навыков на учебных занятиях, при выполнении контрольных и курсовых работ, в ходе индивидуальных собеседований, проведения учений, учебной практики и стажировки.

Результаты межрубежного контроля учитываются преподавателями в своих рабочих тетрадях, журналах учета учебных занятий и периодически обсуждаются на заседаниях кафедр.

3. Для повышения эффективности обучения и проверки знаний учебные дисциплины разбиваются на блоки, по мере изучения которых проводится текущий (рубежный) контроль. Текущий контроль (контроль по отдельным темам, блокам тем учебной дисциплины) проводится кафедрами не реже двух раз в семестр в целях подведения итогов текущей успеваемости, выявления отстающих и использования полученных данных для оперативного изменения методики обучения, улучшения индивидуальной работы. Для текущего (рубежного) контроля в расписании планируются контрольно-консультационные занятия.

Текущий (рубежный) контроль проводится по общей стобальной системе на основе модульно-рейтинговой оценки успеваемости.

Модульно-рейтинговая система оценки знаний курсантов определяется специальным Положением. Основными формами проверки знаний   курсантов на рубежном контроле являются: тестирование, устный или письменный опрос. Перечень вопросов, выносимых на рубежный контроль, включает вопросы по темам изученного блока и вопросов предыдущих блоков. Перечень вопросов рубежного контроля готовится, обсуждается на кафедре и утверждается начальником кафедры и начальником учебно-инспекционного управления.

В целях изучения состояния успеваемости, определения уровня и качества усвоения курсантами и слушателями пройденного материала по изучаемым дисциплинам, разработки путей и мер улучшения работы по обучению курсантов и слушателей, концен­трации педагогических усилий на отстающих в учебе кафедры могут проводить рубежную аттестацию обучаемых очного обучения. Общеакадемическая аттестация  осу­ществляется на основе анализа и обобщения данных текущего и рубежного контроля. Подготовка сводных материалов по итогам аттестации возлагает­ся на учебно-инспекционное управление.

4. Результаты письменной аудиторной контрольной работы оцениваются по пятибалльной системе и учитывается как показатель межрубежной  успеваемости.

5. Внеаудиторная работа слушателя заочного обучения должна быть проверена, после чего она с подробной рецензией, в срок не позднее 7 дней со дня поступления преподавателю, возвращается слушателю с отметкой «зачет» или «незачет».

При рецензировании контрольной работы преподаватель обязан указать ошибки, неточности и неправильные формулировки по существу материала, отразить степень самостоятельности выполнение работы, полноту изложения вопросов, уровень подготовленности слушателя, конкретные рекомендации по устранению ошибок. Рецензия должна быть строго индивидуальной.

Замечания, сделанные по тексту контрольной работы, должны быть четкими и ясными, с соблюдением педагогического такта, разборчивым почерком, чернилами, отличными по цвету от текста контрольной работы. Работа, выполненная небрежно, не по нужному варианту, не самостоятельно, возвращается без проверки с указанием причин возврата.

Повторно выполненная контрольная работа направляется на рецензирование преподавателю, рецензировавшему ее в первый раз. Рецензирование проводится в общем порядке.

Рецензия может быть написана в той же тетради или на отдельном листе. Она обязательно подписывается преподавателем.

6. Аудиторная письменная контрольная работа проверяется непосредственно после ее выполнения и оценивается по пятибалльной системе. По ее результатам преподаватель проводит разбор допущенных ошибок, выставляет оценки в журнал, после чего работа возвращается слушателю.

7. Результаты учебной и государственной практики оцениваются по пятибалльной системе и учитываются как итоговые оценки с выставлением в журнал.

8. Промежуточный контроль проводится с целью определения степени достижения поставленной цели обучения по данной дисциплине в целом или по наиболее важным се частям (разделам).

К промежуточному контролю относятся: зачеты и  экзамены.

9. Итоговый контроль проводится во время ГАК.

Оценка знаний, умений, навыков проводится по пятибалльной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, а при проведении зачетов — «зачтено» и «не зачтено».

10. Зачеты имеют целью выявить и оценить теоретические знания, практические умения и навыки курсантов и слушателей.

Зачеты по учебным дисциплинам в целом или по отдельным их разделам (частям), в том числе и с дифференцированной оценкой, проводятся для курсантов и слушателей  в соответствии учебным планом и программами по мере завершения изучения отдельных дисциплин в часы, отведенные на изучение соответствующей дисциплины или во время экзаменационной сессии.

Порядок проведения зачетов, форма проверки знаний, умений и навыков учащихся определяются начальником кафедры.

Зачет, как правило, принимает преподаватель, ведущий данную дисциплину на курсе (в учебной группе).

Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем, которые показали высокую текущую успеваемость в семестре по данной дисциплине и активно участвовали в семинарских, практических и других видах занятий.

Для проведения зачетов преподаватель разрабатывает перечень вопросов, охватывающих весь программный материал дисциплины или отдельного ее раздела. Материалы для проведения зачетов (перечень вопросов, заданий и др.) обсуждаются на заседании кафедры и подписываются ее начальником и утверждаются начальником Учебно-инспекционного управления.

При сдаче зачетов по билетам в них включаются два-три вопроса из раз­личных разделов курса, позволяющих проверить и оценить теоретические знания учащихся, умение самостоятельно применять теорию при решении практических задач, их навыки самостоятельной работы. Экзаменатору предоставляется право задавать курсантам и слушателям, если требуется, дополнительные вопросы, давать задачи и примеры по программе данного курса.

При проведении зачетов без билетов преподаватель задает два-три вопроса из разработанного перечня. По отдельным вопросам допускается проверка знаний  с помощью технических средств контроля.

Если занятия по одной дисциплине проводились несколькими преподава­телями, то зачеты принимаются, как правило, преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине. В отдельных случаях (при большом количестве учебных групп у одного лектора или большой численности учащихся в группе) с разрешения учебно-инспекционного управления для приема зачетов привлекаются и другие преподаватели, которые ведут занятия по данному предмету.

Курсанты и слушатели, не сдавшие зачет, сдают его повторно в срок, установленный учебно-инспекционным управлением по согласованию с кафедрой.

По результатам зачета преподаватель заполняет зачетную книжку, ведомость и сдает ее в учебно-инспекционное управление или на соответствующий факультет.

11. Экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины в полном объеме или ее части (раздела) и имеют целью проверить тео­ретические знания учащихся, умение применять их при решении практиче­ских задач, а также самостоятельно работать с учебной и научной литерату­рой, специальной и компьютерной техникой.

Экзамены проводятся в объеме учебного материала, изученного за время, прошедшее после предыдущего экзамена по данному предмету, но не более чем за два семестра. Допускается проведение комплексного экзамена по смежным дисциплинам. На экзаменах соблюдается уставной порядок.

Экзамены подразделяются на семестровые, курсовые (переводные) и го­сударственные.

Сроки проведения экзаменационных сессий и перечень дисциплин, выносимых на экзамены, определяются учебным планом Академии. Во время экзамена учащиеся имеют право пользоваться учебными программами.

С учетом предложений кафедр учебно-инспекционным управлением составляется расписа­ние экзаменов. Оно утверждается начальником Академии или его заместителем по учебной работе  и до­водится до сведения преподавателей и обучаемых не позднее чем за 10 дней  до начала экзаменов.

Перерыв между экзаменами устанавливается с учетом объема и сложно­сти предмета, но не менее 2-х дней. В один день в учебной группе разрешает­ся проводить только один экзамен.

Курсанты и слушатели допускаются к экзаменационной сессии при условии выполнения всех предусмотренных учебным планом на данный семестр контрольных и курсовых работ, практикумов, прохождения учебной практики.

При наличии уважительных причин начальнику учебно-инспекционного управления предоставляется право допускать к экзаменам учащихся, не сдавших один или два зачета по дисциплинам, по которым в текущем семестре экзамены не проводятся. В этих случаях сдача зачетов переносится на период экзаменационной сессии или на первый месяц следующего за  сессией семестра.

Перенос сроков сдачи экзаменов или предоставление  возможности сдавать экзамены по индивидуальному графику допускаются лишь при наличии у них на то уважительных причин с разрешения начальника Академии или его заместителя по учебной работе.

Экзамены проводятся в объеме учебных программ. Для проведения экзаменов на кафедрах разрабатываются: тесты, экзаменационные билеты (количество билетов должно быть на 10-20% больше числа экзаменующихся в учебной группе), практические задачи; списки учебных программ и наглядных пособий, которыми с разрешения экзаменатора могут пользоваться  на экзаменах (учебные и наглядные пособия не должны содержать пояснительных надписей, раскрывающих ответ на вопрос); перечень средств материального обеспечения экзамена (приборы, техника, учебное оружие и т.п.).

Материалы для проведения экзаменов обсуждаются на заседании кафедры  не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии.

Содержание тестов, билетов обсуждается на заседании кафедры, подписывается ее начальником и утверждается начальником Учебно-инспекционного управления. В экзаменационный билет, как правило, включаются два-три теоретических вопроса из разных разделов программы и (в зависимости от специфики предмета) одна задача или практическое задание.

Предварительное ознакомление обучаемых с тестами и экзаменационными билетами не допускается.

Экзамены принимают: начальник кафедры, профессоры, доценты, старшие преподаватели, которые читали лекции по данному предмету.  В помощь основному экзаменатору могут привлекаться преподавате­ли, ведущие семинарские и практические занятия в учебных группах.

На экзамене, кроме экзаменатора и экзаменуемых, имеют право присутствовать начальник Академии и  его заместитель по учебной работе, начальник и сотрудники учебно-инспекционного управления и другие лица по согласованию с руководством Академии.

На экзаменах должна проявляться принципиальная требовательность к  и объективность при оценке их знаний в сочетании с внимательным, чутким отношением преподавателя к каждому экзаменующемуся. Принимающий экзамен несет личную ответственность за правильность выставленной оценки.

В аудитории (учебном кабинете), где проводится экзамен, должны быть: программы данной учебной дисциплины, экзаменационная ведомость, экзаменационные билеты, задания и задачи для письменных работ, справочники, карты, таблицы, макеты и др. В аудитории, как правило, могут одновременно находиться не более пяти экзаменующихся.

Для подготовки к ответу  отводится не более 30 минут. Ответ по билету не должен превышать 20 минут. Во время экзамена курсанты и слушатели могут пользоваться лишь рабочими или типовыми программами.

По окончании ответа по билету экзаменатор может задавать обучаемому дополнительные и уточняющие вопросы в объеме изученного материала. Оценка по результатам экзамена объявляется учащемуся, заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационную ведомость.

Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости записью: «не явился». Если эта неявка допущена по неуважительной причине, то начальником учебно-инспекционного управления в ведомости не явившемуся на экзамен курсанту и слу­шателю может быть проставлена неудовлетворительная оценка. Другие записи и прочерки в экзаменационной ведомости не допускаются.

Учащиеся, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденным соответствующими учреждениями, начальник Академии  или его заместитель по учебной работе устанавливают индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

Курсанты и слушатели,  получившие неудовлетворительные оценки, пересдают экзамены не ранее, чем через два дня после окончания экзаменационной сессии в учебной группе. В этом случае учебно-инспекционным управлением составляется расписание пересдачи экзаменов, которое утверждается заместителем начальника Академии по учебной работе  готовятся экзаменационные ведомости либо направления для индивидуальной сдачи, которые подписываются начальником учебно-инспекционного управления.

Пересдача экзамена по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз. При второй пересдаче прием экзамена осуществляется комиссией. Учащиеся, знания   которых оценены комиссией как неудовлетворительные, отчисляются из Академии

Начальник Академии или его заместитель по учебной работе могут разрешить пересдачу не более двух экзаменов на последнем курсе обучения с целью повышения оценки курсантам.

Курсанты и слушатели, не выполнившие учебного плана предыдущего семестра,  к занятиям в следующем семестре не допускаются и подлежат отчислению из Академии.

Курсантам, показавшим отличные знания в течение учебного семестра, принимавшим активное участие в общественной жизни и отличившимся примерным поведением решением начальника Академии или его заместителя по учебной работе может быть представлена возможность досрочной сдачи  зачетов и экзаменов. 

При наличии уважительных причин курсантам и слушателям, с разрешения начальника Академии или его заместителя по учебной работе, могут быть разрешено сдача экзаменационной сессии по индивидуальному графику.

Письменные экзамены. Письменные экзамены проводятся одновременно для всей группой по нескольким вариантам заданий, разработанным кафедрой и утвержденным заместителем начальника Академии по учебной работе

Перед началом письменного экзамена  выдаются задания и принадлежности и материалы, необходимые для выполнения задания. Одновременно с заданием выдается необходимое количество листов чистой бумаги со штампом Академии. Пользоваться другими листами бумаги, кроме выданных, не разрешается. Все листы бумаги по окончании работы должны сдаваться экзаменатору. При наличии в письменной работе нескольких самостоятельных задач в начале экзамена выдаются только те задачи, которые должны быть выполнены до перерыва.

Выход учащихся из помещения, где проводится письменный экзамен, может быть разрешен экзаменатором только в случае необходимости. При этом обучаемый обязан сдать свою работу принимающему экзамен. Учащиеся, выполнившие работу, сдают ее экзаменатору. На каждой работе отмечается время ее сдачи. Незаконченные работы сдаются по истечении времени, отведенного на экзамен. При приеме экзамена комиссией письменные работы для проверки распределяются между ее членами. Выставленные оценки утверждаются председателем комиссии.

Устные экзамены по билетам. Перед началом устного экзамена учебная группа в полном составе представляется экзаменатору (председателю комиссии). Часть учащихся (не более 5 человек) вызывается для сдачи экзамена, остальные находятся вне аудитории

Вызванный — обучаемый после доклада о прибытии для сдачи экзамена представляет экзаменатору свою зачетную книжку и служебное удостоверение, затем лично берет билет, называет его номер, прочитывает вопросы, докладывает, понятны ли они, при необходимости уточняет их, получает чистые листы бумаги для записей ответа и решения задач.

В процессе подготовки к ответу курсант, слушатель намечает его план или пишет конспект, при необходимости выполняет на классной доске или листе бумаги чертежи, расчеты, используя при этом разрешенный справочный материал, подбирает для ответа необходимые плакаты, схемы и т.п.

По мере готовности к ответу или по истечении отведенного для подготовки времени обучаемый докладывает об этом преподавателю и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы.

Экзаменатор и назначенный ему в помощь преподаватель могут независимо друг от друга выслушивать ответы экзаменуемых.

Экзаменующийся имеет право отказаться от ответа на вопросы одного билета и взять другой. В этом случае оценка может быть снижена на один балл.

После ответа на все вопросы обучаемый докладывает об этом экзаменатору, сдает билет и конспект (тезисы) ответа.

При приеме экзамена комиссией ответ экзаменующегося выслушивается всем ее составом. По отдельным вопросам, требующим выполнения практических работ, ответы могут выслушиваться одним членом комиссии по указанию председателя.

Члены комиссии делают краткие заметки во время ответа, выставляют оценки обучаемому по каждому основному вопросу билета, за дополнительный вопрос (вопросы) и по результатам экзамена.  Учащиеся, замеченные в помощи друг другу, а также пользующиеся неразрешенными  наглядными пособиями и различного рода записями, нарушающие установленные правила на экзамене, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В этих случаях по решению экзаменатора (председателя комиссии) курсантам и слушателям даются другие или дополнительные экзаменационные задания, либо они экзаменуются без билетов.

После выполнения задания (ответа), выставления оценки в экзаменационной ведомости и в зачетной книжке, обучаемый  освобождается от дальнейшего присутствия на экзамене.

12. Критерии оценки знаний обучаемых и документирование показателей успеваемости.

Оценка за устный ответ, письменную работу, практические действия и выполнение работ при текущем и рубежном контроле на занятиях, зачетах с дифференцированной оценкой и экзаменах выставляется в следующем порядке:

«отлично» — если обучаемый глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно связывает теорию с жизнью, практической деятельностью органов внутренних дел, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и другими видами применения знаний в лабораторно — практических работах, в совершенстве знает оперативно-технические средства и владеет приемами работы с ними, показывает знания монографического материала, новинок специальной литературы, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ, обнаруживает умение самостоятельно обобщать и  излагать материал, не допуская ошибок;

«хорошо» — если обучаемый знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми навыками при выполнении практических заданий;

«удовлетворительно» — если учащийся усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;

«неудовлетворительно» — если учащийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические работы.

Оценка знаний учащихся на экзаменах (зачетах с дифференцированной оценкой) выводится по частным оценкам ответов на вопросы билета.

При двух частных оценках выводится: «отлично» — если обе оценки «отлично»; «хорошо» — если обе оценки «хорошо» или одна «отлично», а другая «хорошо» или «удовлетворительно»; «удовлетворительно» — при отсутствии в частных оценках «неудовлетворительно».

При трех частных оценках выводится: «отлично» — если в частных оценках не более одной «хорошо», а остальные «отлично»; «хорошо» или «удовлетворительно» — если в частных не более одной оценки соответственно  «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

При четырех частных оценках выводится: «отлично» — если в частных не более одной оценки «хорошо», а остальные «отлично»; «хорошо» — если в частных одна оценка «удовлетворительно», а остальные «хорошо» и «отлично» или если две «удовлетворительно» и две «отлично»; «удовлетворительно» — если в частных не более одной «неудовлетвори­тельно».

Если вопросы экзаменационного задания не равнозначны по трудности, то при выведении оценки должны учитываться их важность и сложность.

При оценке знаний и практических навыков курсантов и слушателей по дисциплинам, имеющим утвержденные нормативы, преподаватели руководствуются ими.

По каждой дисциплине, изучаемой в данном семестре и на курсе, должны выставляться итоговые оценки за семестр и курс. Итоговыми оценками за семестр по дисциплинам, по которым в семестре проводились экзамены, являются оценки, полученные и на экзаменах.

Если по данной дисциплине проводится несколько экзаменов, в выписку из зачетной ведомости (приложение к диплому) вносится одна из этих оценок по решению начальника учебно-инспекционного управления, как правило, оценка за последний экзамен. Если последняя оценка не имеет решающего значения для определения уровня знаний курсанта и слушателя из-за небольшого количества часов и невысокой значимости учебного материала, то в выписку из зачетной ведомости вносится оценка за экзамен по наиболее сложной и важной части дисциплины.

Оценка, полученная учащимся на экзамене (зачете), заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку и заверяется подписью экзаменатора. После окончания экзамена (зачета) и подведения его итогов в присутствии всей группы, экзаменатор представляет ведомость в учебно-инспекционное управление не позднее дня приема экзамена, сдачи зачета. Из экзаменационной ведомости оценки заносятся в личную карточку обучаемого.