Доклад Рахманова С.К.

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МВД КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация: автор настоящей статьи рассматривает роль общественной безопасности МВД Кыргызской Республики в развитии концептуальных основ обеспечения общественной безопасности.

Ключевые слова: служба, общественная безопасность, исторический аспект.

История Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Кыргызской Республики берет свое начало в начале 1920-х годов. В то время она осуществляла методическое руководство и организацию работы участковых инспекторов милиции и патрульно-постовой службы, входивших в состав милиции того времени. В период Советского Союза этот отдел функционировал как подразделение наружной службы, выполняя важные задачи по поддержанию общественного порядка.

1 ноября 1924 года Ревком Кара-Кыргызской автономной области (ККАО) учредил Административный отдел, включающий Управление областной милиции. Этот день считается днем милиции. Однако исторически первые отряды милиции в Кыргызстане появились еще в конце марта 1917 года. Народные отряды милиции были организованы на угольных копях Сулюкты, Кызыл-Кии, а также в городе Ош. Они возникли по аналогии с тем, как во время Февральской революции Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов создавали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования для охраны фабрик и заводов, а также поддержания общественного порядка. 20 января 1918 года была образована Пишпекская милиция – народная дружина для охраны общественного имущества и безопасности граждан. Этот отряд милиции состоял из 20 человек и был вооружен 20 винтовками.

Первые отряды милиции руководствовались постановлением НКВД РСФСР «О рабочей милиции» и «Положением о Красной гвардии» Ташкентского Совета депутатов, а также утвержденным Турк ЦИК «Положением о Красной гвардии». Эти документы предусматривали создание отрядов милиции и дружин самообороны для защиты от массового бандитизма и басмачества. Милиция подразделялась на городскую и губернскую. Низовым звеном аппарата милиции являлся участок, возглавляемый участковым начальником, в ведении которого находились старшие милиционеры и милиционеры.

В июне 1966 года ЦК КПСС принял решение о преобразовании МВД в Министерство охраны общественного порядка (МООП) «в целях конкретизации». Однако пожарная охрана и УИТУ остались в ведении МООП. 17 декабря 1968 года Указом Президиума Верховного Совета МООП республики было переименовано в МВД Киргизской ССР. Кыргызская милиция с самого начала была самостоятельной структурой в составе правительства, за исключением периода с 1927 по 1946 годы, когда это ведомство называлось НКВД и возглавлялось Народным комиссаром. С 1946 по 1991 годы оно было МВД, возглавляемым министром.

Таким образом, милиция как правоохранительный орган сначала входила в состав НКВД (1917-1946 годы), затем в состав МВД (с 1946 года), а в октябре 1949 года, по решению Советского правительства, была передана из МВД в ведение Министерства государственной безопасности (МГБ). В 1960 году МВД СССР было упразднено, и его функции были переданы республиканским министерствам, что привело к созданию МВД Кыргызской ССР. В июне 1966 года ЦК КПСС принял решение о преобразовании МВД в Министерство охраны общественного порядка (МООП), а 17 декабря 1968 года Указом Президиума Верховного Совета МООП республики было переименовано в МВД Киргизской ССР.

С обретением независимости и суверенитета в 1991 году, Кыргызская Республика выбрала путь построения демократического и правового государства. Особое внимание уделялось охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, повышению профессионализма сотрудников и соблюдению служебной дисциплины и законности в их повседневной деятельности. 2 августа 1993 года приказом МВД Кыргызской Республики это подразделение было преобразовано в Управление обеспечения общественного порядка (УООП). В октябре 1995 года управление было переименовано в Управление охраны общественного порядка (УООП).

В октябре 2001 года на основе указанного управления было создано Управление общественной безопасности (УОБ). В его состав вошли отдел организации работы строевых подразделений и специальных учреждений милиции, отдел профилактики (включавший группы по организации работы участковых инспекторов милиции и инспекции по делам несовершеннолетних), лицензионно-разрешительный отдел, группа организации и анализа, а также уголовно-исполнительная инспекция.

8 мая 2009 года Постановлением Премьер-министра Кыргызской Республики «О создании Главного управления общественной безопасности МВД Кыргызской Республики» и Приказом МВД Кыргызской Республики № 380 от 20 мая 2009 года «Об организации штатных вопросов» Управление общественной безопасности было преобразовано в Главное управление общественной безопасности (ГУОБ). В его состав вошли управление общественной безопасности, дежурная часть и отдел организации военно-мобилизационной работы и гражданской защиты (УОБ, Д/Ч, ООВМР и ГЗ).

Таким образом, в составе Главного управления общественной безопасности действовали следующие подразделения: отдел организации работы строевых подразделений и специальных учреждений милиции, отдел профилактики, отдел инспекции по делам несовершеннолетних, лицензионно-разрешительный отдел, отдел организации военно-мобилизационной работы и гражданской защиты, дежурная часть и группа организации и анализа.

В начале 2010 года дежурная часть была преобразована в Центр оперативного реагирования и выведена из состава Главного управления общественной безопасности. В целях исполнения Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики» от 18 июля 2016 года № 161, структура центрального аппарата МВД была оптимизирована. Постановлением Правительства Кыргызской Республики были созданы шесть независимых служб, одна из которых – Служба общественной безопасности МВД Кыргызской Республики. В ее состав вошли Главное управление общественной безопасности (ГУОБ), Центр оперативного реагирования (ЦОР) и Центр по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ЦППН).

Учитывая случаи насилия в отношении женщин и детей, а также другие негативные явления, в октябре 2021 года в составе Службы общественной безопасности Министерства был создан и начал функционировать отдел профилактики семейного насилия и координации работы передвижных приемных милиции. Кроме того с февраля 2023 года в рамках цифровизации была создана группа цифрового контроля, которая ежедневно проводит анализ и мониторинг 540 боди-камер участковых уполномоченных милиции.

Служба общественной безопасности является структурным подразделением Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. Которая в соответствии с ее Положением от 17.05.2024 года осуществляет в пределах своей компетенции функции МВД по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения общественной безопасности, общественного порядка, профилактики правонарушений и преступлений, в том числе среди детей, осуществляет функции по сбору информации об оперативной и общественно-политической обстановке в том числе с использованием систем наружного видеонаблюдения, осуществляет контроль за обеспечением внутриобъектового и пропускного режима на объектах ОВД, осуществляет мероприятия по мобилизации и проверке боеготовности для выполнения оперативно-служебных задач, а также обеспечивает координацию сил, средств органов внутренних дел по соблюдению законности при обеспечении безопасности в период проведения массовых и иных мероприятий.

На сегодняшний день в состав Службы общественной безопасности входят три управления. Управление профилактики и координации (УПК) включает пять отделов: отдел организации работы участковых уполномоченных милиции, отдел координации сил и средств ОВД и специальных учреждений, отдел лицензионно-разрешительной работы, отдел организации работы инспекций по делам детей и отдел профилактики семейного насилия и координации работы передвижных приемных милиции. Также имеется одно отделение организации военно-мобилизационной работы и гражданской защиты, группа анализа и планирования.

На правах управления функционирует Центр оперативного управления (ЦОУ), в который входят дежурная часть, отдел цифрового отслеживания, группа охраны здания ЦА МВД КР и группа анализа. Также на правах управления действует Центр по профилактике правонарушений среди детей (ЦППСД).

В настоящее время в отделе по координации передвижных пунктов милиции (ППМ) и семейного насилия открыт Центр по координации работы ППМ при СОБ МВД КР который осуществляет мониторинг выездов ППМ в населенные пункты посредством системы GPS. На июнь 2024 года по республике функционируют 59 ППМ, которые осуществляют консультацию и прием заявлений, сообщений о преступлениях и правонарушениях, а также информацию о событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, и предоставляют государственные услуги в рамках своей компетенции.

Передвижная приемная милиции – это специализированный микроавтобус, оборудованный всем необходимым оборудованием, предназначенная для предоставления доступных услуг милиции местным сообществам, укрепления доверия среди жителей отдаленных местностей и ориентирована на социальные нужды населения. ППМ формируется из сотрудников ОВД с учетом гендерного баланса, в работе которого могут принимать участие представители субъектов профилактики, общественно-профилактических центров, Ассоциации по поддержке передвижных приемных милиции и общественных объединений правоохранительной направленности для приема обращений граждан.

В городах Бишкек, Ош и Токмок а также в Иссык-Кульской, Таласской областях и Жайылском районе все участковые уполномоченные милиции оснащены боди-камерами и планшетами. Боди-камеры записывают восьмичасовую работу участковых уполномоченных в режиме онлайн, а на планшеты загружены электронный паспорт административного района.

Использование системы контроля боди-камер дают возможность:

— осуществления мониторинга, фиксации и координации деятельности сотрудников ОВД;

— в обеспечения дополнительной безопасности сотрудников ОВД;

— осуществлять информационное взаимодействие с другими подразделениями ОВД, а также с иными государственными органами Кыргызской Республики.

Сегодня в Кыргызской Республике, так же как и во всем мире, актуальна проблема семейного насилия. Оно представляет собой серьезную угрозу для физического и психического здоровья жертв, часто приводя к тяжелым травмам и долгосрочным психологическим последствиям. Проблема усугубляется тем, что насилие в семье часто остается скрытым из-за стигматизации и страха перед репрессиями, что затрудняет его выявление и своевременное вмешательство. Для эффективной борьбы с этим явлением необходим комплексный подход, включающий профилактику, правовую защиту, реабилитацию пострадавших и привлечение к ответственности виновных.

В этом контексте работа Службы общественной безопасности МВД КР направлена на обеспечение безопасности и защиты прав граждан, повышение осведомленности населения о проблеме семейного насилия, создание эффективной системы реагирования и поддержки. Деятельность Службы включает мониторинг и анализ ситуации, организацию профилактических мероприятий, взаимодействие с другими государственными и общественными структурами, а также оказание непосредственной помощи пострадавшим. Учитывая важность защиты прав и свобод каждого гражданина, усилия Службы общественной безопасности по противодействию семейному насилию являются неотъемлемой частью общей стратегии по укреплению общественного порядка и безопасности в Кыргызской Республике.

Одним из актуальных и приоритетных задач, возложенной на Службу общественной безопасности МВД Кыргызской Республики является профилактика правонарушений. Современные вызовы требуют комплексного подхода, включающего не только действия правоохранительных органов, но и активное участие других государственных структур, местного самоуправления и гражданского общества. Вовлечение различных социальных институтов в профилактическую деятельность способствует созданию системы раннего предупреждения правонарушений, повышению правовой культуры и осведомленности населения.

Актуальность профилактики правонарушений в Кыргызской Республике обусловлена необходимостью обеспечения общественного порядка, защиты прав и свобод граждан, а также устойчивого развития общества. Превентивные меры играют ключевую роль в снижении уровня преступности и правонарушений, так как направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний. В условиях роста социальной напряженности, экономических трудностей и миграционных процессов, эффективная профилактика правонарушений становится особенно значимой.

Особое внимание должно уделяться работе с молодежью, которая является наиболее уязвимой группой в плане вовлечения в криминальную деятельность. Организация профилактических мероприятий в образовательных учреждениях, спортивных и культурных центрах, а также проведение информационно-просветительских кампаний помогут снизить уровень правонарушений среди молодежи.

Таким образом, деятельность СОБ МВД Кыргызской Республики в сфере профилактики правонарушений является одной из приоритетных задач для обеспечения безопасности и стабильности в Кыргызской Республике. Эффективная профилактика способствует не только снижению уровня преступности, но и укреплению доверия населения к правоохранительным органам, повышению социальной сплоченности и созданию благоприятных условий для развития демократического общества.

Руководители Службы общественной безопасности МВД со дня обретения независимости Кыргызской Республики:

годыФ.И.О
1990 – 1992Бобушев Рыспек Сейтказиевич
1992 – 1993Абдрахманов Азамат Абдрахманович
1993 – 1994Бейшеналиев Искендер Мусаевич
1994 – 1999Ирискулов Сапарбай Ирискулович
1999 – 2001Тенизбаев Калыс Аскарович
2001 – 2002Эсенкожоев Капар Жекшеевич
2002 – 2005Субанов Темиркан Усурканович
2005 – 2007Ибраимов Канат Абдиевич
2007 – 2008Исаев Таланбек Кедейканович
2008 – 2008Ташкараев Усуп Кочконбаевич
2008 – 2009Азизов Жакып Карабаевич
2009 – 2010Джунушалиев Кашкар Астаканович
2010 – 2016Баев Эркин Кочкорович
2016 – 2021Асаналиев Сапарбек Тилекович
2021 – по сегодн. деньРахманов Сталбек Кеңешбекович