ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НАРКОУГРОЗЕ В XX ВЕКЕ
Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам сотрудничества государств в сфере противодействия наркоугрозе. Автор раскрывает основные направления национальной политики республики по усилению профилактики незаконного оборота наркотиков. Делается вывод о необходимости выработки комплексной сбалансированной политики государств по эффективному предупреждению незаконного наркопотребления и снижения спроса на наркотики.
Ключевые слова: наркоугроза, гашиш, наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры.
Чумой XXI века является проблема наркомании. Проблемы наркомании до сих пор актуальны для Кыргызстана, ибо наркотрафик имеет место быть в пределах региона и рядом есть крупный производитель – Афганистан. Вызывают шок и удивление, что даже ООН выступила с инициативой легализации некторых наркотических веществ, а некторые представители чиновничества Кыргызстана тоже в XXI веке выступают за легализацию некоторых видов наркотических веществ, что приведёт к деградации молодого поколения.
Проблемы наркомании глубоки. В начале 20 века в Кыргызстане ещё в период нахождения в составе Российской империи в Пржевальском уезде выращивали опий, который сыграл свою печальную роль в трагических событиях 1916 года. Кроме причин земельного характера в создании восстания 1916 года, ещё одной причиной были наркотики, которыми местные феодалы пичкали простых кочевников. Феодалы и почётные лица Пржевальского уезда пытались затуманить сознание простых кыргызов давая им опиум перед нападением на переселенцев и как отмечал переселенец Пржевальского уезда у нападавших “лица у всех были страшно бледны и глаза как у “зверя”[1].
Активными участниками восстания являлись китайские анархисты, выходцы из Кульджинского района, занимавшиеся опиумным делом. Восставшие рассказывали, что китайцы и китайские дунгане бывшие на сборе опиума принимали участие в резне русских переселенцев. Дунгане помогали им и на аэропланах доставляли кыргызам винтовки, Мамытбай указывал что аэропланы спускались в горах Пржевальского уезда Барскоуна откуда кыргызы развозили ружья по другим волостям[2]. В Пржевальском уезде была развита культура опийного мака, обработкой которой занимались в основном дунгане и китайцы и которые должны были сдавать его государству по низкой цене, чем в Китае. Недовольство опиесевов монополизацией скупки опия государством являлось одной из причин конфликта в Пржевальском уезде. Дунгане и китайцы заинтересованы были в возникновении восстания, так как под шумок можно было бы уехать со сбором опия в Китай. Лишь одно это обстоятельство может служить объяснением восстания пржевальских дунган против империи[3]. Так, что в трагических событиях 1916 года наркотрафик сыграл свою печальную роль и это нельзя отрицать.
В период нахождения Кыргызстана в составе СССР в Кыргызстане тоже остро стояла проблема наркомании.
В 1950-1960-х годах в Кыргызстане на государственном уровне выращивали коноплю и опийный мак. К осени каждого года, когда начиналась уборка урожая конопли, в республике оказывалось большое количество граждан, прибывших из других районов СССР. Проверки показывали, что многие из них были наркоманами и спекулянтами. Из мемуаров первого секретаря ЦК КП Кыргызстана Усубалиева Т.У.: “в начале 60-х годов только за три года органами внутренних дел было изъято у спекулянтов и наркоманов 310 кг. гашиша”[4].
Преступные действия совершали и отдельные рабочие Фрунзенской табачной фабрики. Они, сговариваясь со спекулянтами и наркоманами, примешивали наркотические вещества конопли к табаку и выпускали папиросы, сигареты, затем сбывали их заказчикам по высокой спекулятивной цене.
Курение гашиша широко распространилось среди молодёжи, даже среди учащихся старших классов школ, техникумов и профессионально-технических училищ. Из года в год увеличивалось количество преступлений, совершённых лицами, одурманенными ядом гашиша.
Для усиления борьбы с распространением гашиша ЦК Компартии Кыргызстана во главе с Усубалиевым Т.У. с 1962 года стал ставить перед союзным центром вопрос о прекращении в регионе выращивания южной конопли. Однако вопрос долго не решался из-за того, что химическая промышленность страны пока не освоила выпуска изделий, заменяющих продукцию пенько-джутовых изделий.
Научно-исследовательский институт союзного комитета по химической промышленности к началу 1964 года разработал технологию выпуска изделий, полностью заменяющих продукцию из сырья южной конопли. Эту новую технологию начали внедрять в производство на отдельных предприятиях химической промышленности страны.
В соответствии с повторной просьбой органов власти Кыргызстана Президиум Совета Министров СССР 3 июня 1964 года принял постановление о мерах борьбы с распространением наркотических средств в Кыргызстане. В постановлении было указано: “Запретить, начиная с 1965 года, повсеместно в Киргизской ССР посевы южной Чуйской конопли”.
Вместе с тем Совет Министров СССР поручил Министерству сельского хозяйства СССР, ВАСХНИИЛу, Совету Министров РСФСР и Совету Министров Украинской ССР разработать и осуществить мероприятия по переходу в ближайшие годы на посев сортов конопли, не содержащих наркотических веществ. В этих целях усилить научно-исследовательскую работу.
Правительство СССР постановило такж запретить повсеместно в стране посевы конопли на приусадебных участках населения, а также на других земельных участках, находящихся в личном пользовании; обязало Советы Министров республик и исполкомы местных Советов осуществить необходимые мероприятия по ликвидации повсеместно очагов дикорастущей конопли.
Руководствуясь этим документом, Совет Министров Кыргызстана преобразовал Чуйскую опытную станцию лубяных культур (по конопле) в Республиканскую опытную станцию по кормовым культурам научно-исследовательского института земледелия. Была упразднена Кыргызская межрайонная семеноводческая станция по конопле.
Правительство Кыргызстана, исполкомы местных Советов, Министерство охраны общественного порядка начали осуществлять строгий контроль за выполнением колхозами и совхозами и всеми гражданами республики постановления союзного правительства об усилении борьбы с распространением наркотических веществ. Президиум Верховного Совета Кыргызстана издал Указ, предусмотревший уголовную ответственность за посевы южной конопли.
Все совхозы, выращивающие южную коноплю, были перепрофилированы на производство фабричной сахарной свеклы, зерновой и силосной кукурузы, многолетних трав, овощей и других ценных сельскохозяйственных культур, а также на производство мяса и молока.
Другим, самым опасным источником наркомании был опийный мак, который получил распространение в период нахождения региона в составе Российской империи. В первые годы советской власти выращивание опийного мака в Прииссыкулье продолжалось. Несколько позднее опийны мак начали сеять и другие зоны Кыргызстана, в частности, отдельные районы нынешних Нарынской и Таласской областей.
Кыргызстан в то время стал основным районом страны по производству мака – этого ценного лекарственного сырья. Дело в том, что только из коробочек лекарственного мака вырабатывались морфий и другие алколоиды, необходимые для медицинской промышленности. Поэтому увеличение производства опия-сырца рассматривалось как важная государственная задача Кыргызстана, это же определило то, что в 50-60-х годах опийный мак высевали более 80 колхозов и совхозов республики свыше 7 тыс. га самых плодородных земель.
Выращивание опийного мака было самым тяжелым, трудоемким процессом. Ни одна другая сельскохозяйственная культура не требовала так много ручного труда, как опийный мак. Высевали семена только сеялкой, а все остальные процессы – неоднократные прополки и прореживаниия растений, поливы, междурядные обработки, сборы урожая выполнялись только ручным способом.
В период массовой уборки урожая в целом по республике до 50 тысяч человек участвовало в съёмке опия-сырца. Каждый год в Иссык-Кульскую котловину прибывали целые потоки людей из разных регионов страны. Наблюдения общественнности и правоохранительных органов показывали, что это были в основном самые отъявленные спекулянты, приезжавшие для закупки разворованного опия-сырца. Они за большие деньги подкупали многих колхозников, рабочих совхозов и других граждан, занятых на уборке урожая на маковых плантациях, толкали их на совершение преступлений.
Если государство платило хозяйствам 11 рублей за один килограмм опия-сырца, то спекулянты, скупая, за килограмм давали от 300 до 600 рублей, а в последующие годы они платили ещё больше за килограмм опия.
Всё это настораживало партийные, советские и хозяйственные органы республики, диктовало необходимость усиления борьбы с расхитителями опия-сырца. В этих целях органы милиции совместно с общественнностью и руководителями макосеющих хозяйств принимали меры к обеспечению сохранности собранного опия-сырца во время уборочной работы. Охранялись плантации опийного мака, был установлен строгий режим для сборщиков. Задержанные лица с похищенным опием обсуждались на общественных собраниях, проводились также показательные судебные процессы над расхитителями. Всё это широко освещалось в печати. Была создана также специальная инспекция Министерства общественного порядка республики по борьбе со спекуляцией и хищением опия-сырца.
Всё больше нарастала опасность хищений и спекуляции опием-сырцом, что вызывало большое беспокойство в народе. Учитывая это, Президиум Веровного Совета Кыргызской ССР в декабре 1962 года принял специальный Указ “Об усилении борьбы с хищением, незаконным изготовлением, приобретением и сбытом опия и других наркотических и ядовитых веществ”.
Вот только отдельные факты, взятые из материалов органов милиции за 1961-1963 годы. Только в 1961 году было задержано в республике 183 человека, которые занимались хищением опия, из которых 140 человек было привлечено к уголовной ответственности. У преступников было изъято и сданов доход государства 209 кг. вареного опия. В том же году была разоблачена группа спекулянтов в количестве 8человек – жителей городов Фрунзе и Ташкента, а также Прииссыкулья, у которых было изъято 32 килограмма опия.
В апреле 1963 года второй секретарь ЦК Компартии Туркменистана В. Рыков прислал в Кыргызстан письмо: “Осуществляемые ЦК Компартии Туркменистана меры по борьбе с потреблеением некоторой частью населения республики наркотических веществ не всегда достигают своей цели в связи с непрекращающимся завозом опия в Туркмению, главным образом из Кыргызской ССР”[5].
Такие же сообщения поступали в Кыргызстан от партийных и советских органов Узбекистана, Таджикистана, Закавказья, ряда областей и краев Российской Федерации. Так, опий-сырец, похищаемый в Кыргызстане, становился предметом спекуляци во многих регионах страны, что приводило к сраспространению наркомании среди населения.
Первый секретарь ЦК Компартии Кыргызстана Усубалиев Т.У. ставил перед руководством СССР о запрете производства опия-сырца, в частности перед заместителем Председателя Совета Министров СССР А.И. Микояном в 1963 году и в течении ряда лет показывал руководству державы о опасности опия-сырца и просил запретить его производство. Однако нужно отметить, что благодаря настояйчивым просьбам руководства Кыргызстана в лице Первого секретаря ЦК Компартии Кыргызстана Усубалиева Т.У. запрет на производство опия произошёл лишь в 1974 году при Председателе Совета Министров СССР А. Косыгине и Генеральном секретаре Брежневе Л.И.
[1] ЦГА КР. Ф.И-75. Оп.1. Д.12. Л. 5.-7.
[2] ЦГА КР. Ф.И-75. Оп.1. Д.1. Л.12.
[3] ЦГА КР, ф. И-75, оп.1, д. 50, л. 33, 34.
[4] Усубалиев Т.У. Надо знать прошлое, чтобы не ошибаться в будущем. Книга 2. – Б.: Шам, 1996. С. 491.
[5] Усубалиев Т.У. Надо знать прошлое, чтобы не ошибаться в будущем. Книга 2. – Б.: Шам, 1996. С. 502.